Об идеологии и концепции фотокамер Sony вкратце говорилось в первой части обзора. Иллюстрацией идеологии Sony может служить эта страница. Sony создали глобальную цифровую среду для передачи изображения и звука со своим бесплатным облачным сервисом, и вот уже программное обеспечение загружается непосредственно в фотокамеру (здесь находится перечень доступных приложений), каждая фотокамера является одним из элементов в этой глобальной цифровой среде. Хотелось бы еще раз остановиться на том, что все новые фотокамеры Sony, по своей сути являются интеллектуальными системами — фотографическими компьютерами с концепцией графического пользовательского интерфейса, но, похоже, без кнопок и других привычных механических элементов управления — манипуляторов, дисков и колес, пока не обойтись.

Drive and focus mode dials
Именно поэтому на левой верхней панели камеры комбинированно один над другим появились два жизненно важных диска управления: один из них — диск режимов протяжки — скорости съёмки, а другой диск режимов фокусировки, оба диска снабжены фиксаторами. Наверное, когда-нибудь в будущем появятся новые, пока неведомые нам интерфейсы, благодаря которым можно будет избежать физических кнопок, но пока часто бывает удобно и практично пользоваться привычными решениями.
Самая главная кнопка — кнопка спуска затвора претерпела изменения, она поменяла геометрию и стала слегка выпуклой, чуть более упругой, чем в 7-х камерах и время задержки срабатывания затвора составляет сейчас рекордные 30 миллисекунд, как ни у одной другой камеры в мире!

Sony a9 shutter button
О скорости съёмки я уже писал в предыдущей части, уточню лишь важную деталь: при скорости съёмки 20 кадров в секунду камера перефокусируется с частотой 60 раз в секунду! И всё это в бесшумном режиме. Каждому фотографу необходимо контролировать процесс съёмки, необходимо видеть отображение этого процесса и его скорости. Когда стрекочет затвор или включен звук в режиме электронного затвора — всё понятно и очевидно, а когда тишина? — инженеры компании Sony решили эту проблему. Sony а9 предлагает на выбор четыре вида индикации: пульсирующие серая или голубая рамки вокруг области фокуса, а также пульсирующие серые или голубые квадраты по углам кадра.
Фотографам, снимающим репортажи, архиважно забыть об аккумуляторной батарее. Для Sony a9 была разработана и создана новая, мощная батарея NP-FZ100, так называемая Z-серия, ставшая больше по размеру и вдвое превышающая по ёмкости аккумуляторную батарею Sony a7R II — NP-FW50 W-серии. Зарядное устройство имеет трёхуровневый индикатор уровня заряда — очень полезно, на мой взгляд. Мой опыт съёмки показывает, что на одной W-батарее на камере Sony a7R II можно отснять 1200 кадров в течение 5-6 часов и останется ещё 10-15% заряда, что очень даже впечатляюще. Есть нюанс — все батареи разные, это подтверждают многие фотографы. На Sony a9 я снял 2180 кадров в течение 8 часов, при этом оставалось 14% заряда — это феноменально! Хотя, официально приводимые цифры, заметно скромнее.
Ну, и, конечно, если установить дополнительную батарею в опциональную вертикальную рукоятку VG-C3EM, тогда можно точно забыть о питании камеры.

SONY a9 c вертикальной рукояткой VG-C3EM
Некоторые фотографы всё ещё сетуют, что камеры Sony 7-ой и 9-ой серий слишком маленькие для их рук. Sony предложили не только батарейную рукоятку, что полностью решает проблему, но и достаточно элегантное эргономичное решение в виде дополнительной рукоятки–хвата GP-X1EM, для тех, кто всё-таки стремится остаться в рамках концепции легкости и компактности.

SONY a9 c доп. хватом GP-X1EM

GP-X1EM
Много лет назад, в пленочную эру я выработал привычку в обязательном порядке возить на все съёмки синхрокабель, как страховочный элемент запуска световых приборов. Сейчас, конечно, использую радиотрансмиттеры, но на всякий случай всегда беру компактную накамерную вспышку, как дополнительный канал синхронизации взял бы и синхрокабель, но синхрокабель к камерам Sony 7-ой серии не подключить, так как на них отсутствует синхроразъём. А вот в Sony а9 синхроразъём есть и он будет очень даже полезен, некая дань старым профессиональным камерам? — думаю, это дань профессиональной надежности. В некоторых местах города бывает такое количество радиопомех, что не только съёмка с радиотрансмиттером становится невозможной, но и автомобиль то снять с сигнализации затруднительно, уверен, многим это знакомо. Вот тут без синхрокабеля не обойтись.

Sony a9 Ethernet
Sony a9 первая беззеркальная камера со встроенным Ethernet портом.
Такие гиганты, как Gettyimages или Reuters смогут получать изображения любых событий в режиме реального времени сразу на свои серверы и тут же их публиковать. Да и такие фотозаводы, как, Vente-Privee наверняка высоко оценят Ethernet порт.
«Новый разъем для проводного соединения LAN позволяет передавать изображения на FTP-сервер для просмотра и управления. Благодаря поддержке FTPS (протокола передачи файлов по SSL/TLS) файлы можно шифровать на время передачи».
Два слота для SD-карт! Ура! — один из них для скоростных UHS-II (300МБ/с), другой для обычных карт. Наличие двух слотов обеспечивает надежность и максимальное удобство по распределению и первичной организации фото и видеоматериалов: предлагается шесть сценариев записи.

Sony a9 media slots
«Благодаря двум слотам (для SD и SD/Memory Stick) можно записывать фото и видео, сохранять снимки RAW/JPEG на разные карты памяти и копировать файлы с одной карты на другую».
В камере Sony a9 появилось так называемое «Мое меню» — это то, чего так не хватает в 7-х, крайне полезная история для большого, насыщенного меню. Надеюсь, Sony реализует эту функцию и на A7R II в новых прошивках, если это вообще возможно портировать. Кстати, о меню: в 9-ке страницы меню пронумерованы внутри каждого раздела — 1/9 … 8/9, 9/9, это, просто, блестяще.

Sony a9 My menu
Экран монитора стал touch-screen’ом, освоить оперативное манипулирование функциональностью touch-screen’a в течение того короткого времени, на которое была предоставлена камера, мне не удалось, но уверен, что это не менее удобно, чем великолепный мульти-селектор (он же джойстик) для выбора точки фокусировки.
Чуть ли не первым в нашей стране владельцем камеры Sony a9 стал известный и опытнейший петербургский фотограф, член Гильдии Фотографов — Георгий Кургин. Вот его мнение о камере Sony a9 коротко:
«Каждый день открываю новые и новые возможности камеры. Больше всего меня радует их огромное количество. То есть камера инициирует развитие самого фотографа и развитие его фантазии, камера вдохновляет на творчество, особенно когда понимаешь, что функциональные возможности камеры превосходят реальные потребности — это становится мощным творческим стимулом.
При этом странно, что не реализована такия функции, как, например, на Olympus’e — Live Composition. Видимо, это будет в одном из приложений.
Безусловно, камера Sony a9 полностью электронная и, я бы сказал, еще более и более электронная. Перенасыщения возможностями не бывает!
Мгновенность видоискателя и параметров, выводимых на экран. Я в восторге от функции фокусировки, позволяющей поменять композицию после поджатия кнопки спуска затвора. То есть камера запоминает объект. Можно сделать шаг ближе, шаг дальше и камера перефокусируется. Камера не только перефокусируется, но и поменяет экспозицию, если это будет необходимо».
Похоже, что настали времена, когда появилась необходимость иметь гида по каждой новой камере. Так как часто просьба: «Помоги мне разобраться с моей новой камерой!» — остается без надлежащего ответа даже, если эта просьба была адресована профессионалу.
Снимая четвертый год камерами Sony 7R и 7R II, могу сказать, что меня слегка огорчает лишь отсутствие возможности поворота монитора камеры вокруг вертикальной оси, что становится критичным, когда снимаешь вертикальные кадры с низкой точки. Правда, эту проблему я решил с помощью дополнительного экрана CLM-FHD5, пожертвовав при этом компактностью, и всё было бы безупречно, если бы всё же можно было поворачивать монитор камеры еще и по вертикали.

Sony a9 c монитором CLM-FHD5

Мечта и реальность
Хотелось бы, как слева.
В этом году EISA — European Imaging and Sound Association — международная премия в области техники передачи изображения и звука присудила камере Sony a9 звание лучшего продукта 2017-2018 в номинации «лучшая фотокамера».
«Sony α9 — это революционная беззеркальная камера, которая во многом превосходит традиционных DSLR-конкурентов. Благодаря инновационному дизайну, 24-х мегапиксельный полнокадровый датчик изображения захватывает до 20 кадров в секунду в полном разрешении без отключения EVF и предлагает полностью бесшумную съемку без вибраций со скоростью до 1/32 000 секунды. Новая сверхбыстрая система автофокусировки с 693-мя точками фазовой автофокусировки, охватывающими 93% площади изображения, гарантирует, что даже быстро движущиеся объекты будут находиться в фокусе. А 5-ти осевая стабилизация изображения позволяет снимать с более длинными выдержками вплоть до 5-ти ступеней. Процесс передискретизации и полнокадровое считывание пикселей обеспечивают отличное качество видео 4K».
Как справедливо заметил известный московский фотограф Владимир Морозов: «Sony a9 — это камера создана для Олимпиады 2020, которая пройдет в Токио», что подтверждается рекомендациями по настройке автофокуса для всех возможных видов спорта. Пролистайте страницу до конца, там есть специальная настройка даже для съёмки сепактакрау, вот так!
Я бы добавил, что кроме спорта, Sony a9 будет прекрасна для съёмок дикой природы, театральных съёмок, фэшн–съёмок, съёмок детей и домашних животных, для любого рода репортажей, в том числе для свадебных съёмок и, безусловно будет превосходна для стрит-фотографии.
Бесспорно, камера Sony a9 вызвала гигантский интерес среди фотографов всего мира, вот некоторые реплики из комментариев:
— Sony a9 — это экстраординарная камера — вынос мозга!
— камера, которую изучать и изучать
— фантастическая камера
— Sony a9 – удивительная камера, и если у вас есть деньги, я вам искренне ее рекомендую
— это новая эра в фотографии, электронная революция
— у меня, наверное, было 15 цифровых камер с 2002 года. Sony a9 самая совершенная камера, которой я когда-либо владел. У нее есть все возможности, которые мне когда-либо были нужны и, вероятно, все, которые понадобятся в будущем.
— новая Sony а9 сводит с ума, и кажется, что вы можете завязать файл в узел и выжать из него все, что хотите
— чувствую себя самозванцем, когда у меня в руках столь совершенный инструмент )
Инструмент действительно очень серьёзный и, несмотря на то, что в рейтинге dxomark.com он по совокупности оценочных критериев находится не на первом месте, но по своему прямому предназначению — в съёмке спорта и экшен-фотографии — камера Sony a9 занимает второе место в мире c ISO 3517, уступая лишь камере Sony a7S.

dxomark.com
Здесь следует пояснить, что в отличие от съёмки портретов, когда фотограф работает со студийным светом, либо в отличие от съёмки пейзажей, когда стабильность света гарантирована, фотожурналисты и экшен-фотографы часто сражаются со слабым освещением и высокими скоростями движения героев съёмки. Достичь высокого качества изображения бывает очень трудно при пушировании ISO, то есть при значительном увеличении чувствительности, так как SNR – отношение сигнал/шум катастрофически снижается. А метрика dxomark, по которой Sony a9 занимает второе место, сообщает нам насколько мы можем увеличить чувствительность, сохраняя при этом приличное качество. Под приличным качеством понимается следующее: SNR указывает, сколько шума присутствует в изображении по сравнению с фактической информацией (сигналом). Чем выше значение SNR, тем лучше изображение выглядит, потому что детали изображения не будут утоплены шумом.
SNR выражается в дБ, то есть в относительных логарифмических величинах: увеличение на 6 дБ соответствует удвоению SNR, что равно половинному уровню шума для одного и того же сигнала. Значение SNR 30 дБ означает превосходное качество изображения. Таким образом, самая высокая чувствительность при слабом освещении, то есть наивысшее значение ISO, позволяющее достичь SNR в 30 дБ, сохраняя при этом хороший динамический диапазон 9 EV и глубину цвета 18 бит, становится критерием метрики «Максимального ISO при слабой освещенности». В двух словах: 3500 ISO полностью рабочая чувствительность для камеры Sony a9!
Во все времена художники понимали силу выразительности точно пойманного момента и настроения или, как выразился Эжен Делакруа: «Если вы не способны набросать прыгающего из окна человека за тот промежуток времени, пока он летит с четвертого этажа на землю, значит, вы никогда не сможете писать великие картины» (Уилл Гомперц “Непонятное искусство”). Предположу, что Sony a9 для великих картин.

© Alexander Nasonov / Sony a 9 + Sony FE 24-70 mm F2.8 GM — 70 mm, f2.8, 1/32000 sec, ISO 6400;

100% — Sony a 9 + Sony FE 24-70 mm F2.8 GM — 70 mm, f2.8, 1/32000 sec, ISO 6400;
Фотокамеры продолжают совершенствоваться, вероятно, скоро появятся камеры со «сферическими» матрицами, сейчас об этом много пишут и говорят, а ведь в 2011 году, когда dpreview.com опубликовали первое сообщение о патенте на «сферическую» матрицу — сообщение осталось незамеченным широким кругом фотографов. Тонкие сигналы, как правило, тонут в общем шуме и помехах, а именно тонкие и слабые сигналы оказываются самыми значительными по своим последствиям, но это уже из серии: «Я же тебе говорил!»