Ни одна уважающая себя компания не обходится нынче без рекламы. Реклама окружает нас повсюду: на улице, в метро, в магазинах. Аппетитные изображения изысканных яств, утоляющих жажду напитков, призывные и забавные плакаты банков, автосалонов, мобильной связи — все это нас завораживает и действует безотказно.
Но вряд ли реклама имела бы такой успех, не будь она создана настоящими профессионалами с большой любовью к своему делу.
Об одном из них и пойдет речь сегодня.
Владимир Морозов — один из самых известных отечественных рекламных фотографов, работающий в соавторстве с сыном Владимиром Морозовым мл. и руководящий студией, специализирующейся на рекламной и коммерческой фотографии.
Студия Владимира Морозова принимала участие в производстве рекламных компаний таких известных брэндов, как: Nescafe, Мегафон, Coca-Cola, Holsten, Beefeater, Adidas, L`Oreal, Rexona, Tefal, Renault, Siemens, Ростелеком, Сбербанк.
— Владимир, легко ли быть рекламным фотографом в России?
— Рекламный фотограф с одной стороны – это мастер, безупречно владеющий техникой, и на эту вершину забираются не многие, с другой стороны — это некоторое ограничение свободы творчества. Специфика профессии состоит в том, что задачу рекламному фотографу ставит агентство, а не он сам. Рекламный образ создает агентство, затем его тщательно тестируют в фокус-группах, утверждают с клиентом, а задача рекламного фотографа – воплотить суть рекламного послания (образа) фотографическими средствами в максимально сжатые сроки. Как правило, большинство фотосессий проводятся за один день. При этом безукоризненное владение фотографической техникой и светом просто необходимо.
Успех работы напрямую зависит от полного взаимопонимания фотографа и представителей агентства. Рекламный фотограф всегда играет в команде агентства.
— Может ли фотограф вносить свои коррективы в процессе съемки?
— Да, в некоторых пределах, если это работает на усиление выразительности образа. Нет, если это может изменить восприятие утвержденного образа. Если работа ведется через крупное рекламное агентство, то собственные коррективы практически исключены.
Кроме того, фотограф находится в условиях жесткого тайминга, когда все просчитано до дня: съемка, постпродакшен созданного изображения, верстка, печать, и размещение рекламых материалов. В этом отлаженном процессе нарушение сроков недопустимо.
Бывают случаи, когда мы можем что-то предложить, выдвинуть свою идею, но это чаще всего происходит в ходе работы не с сетевыми агентствами, у которых все жестко со сроками, а с небольшими агентствами. Такие агентства иногда имеют некий люфт во времени подготовки рекламных материалов, и они более свободны в своих возможностях идти на эксперимент.
— В чем вы видите основную задачу рекламного фотографа, когда он приступает к выполнению заказа?
— Главная задача – это качественно и с максимальной точностью воплотить тот замысел, который создало агентство. Ведь именно этот образ должен продавать товар. Как правило, эскизный проект не может полностью отражать все нюансы образа. Окончательный вариант образа, придуманный арт-директором, всегда связан с завышенными требованиями по съемке.
В процессе работы от фотографа потребуется в одном месте создать блик определенной формы и интенсивности, в другом — создать градиент освещенности, здесь притемнить фон, выявить фактуру материала и пр. и пр. Поэтому возникает задача постепенного улучшения качества создаваемого образа во время съемочного процесса. Сначала выставляется свет, выстраивается общая композиция, потом уже идет пошаговая доработка. Эта пошаговая доработка длиться всю съемку: от установки примитивной композиции и дальше, шаг за шагом, до конечного кадра, который может иметь номер от пятидесятого до сто пятидесятого. Идет ювелирная работа над качеством светового образа, когда каждый шаг приводит к усилению его выразительности.
— А почему вы занялись именно рекламой?
— Потому что это сложно и интересно. Я несколько раз в жизни менял направление своей деятельности, но любовь к фотографии прошла через всю жизнь и в итоге привела к тому, чем я сейчас занимаюсь. Вернее, она меня всю жизнь вела и подводила, и пока я параллельно занимался чем-то еще, все равно фотография была какой-то одной из основных страстей, которыми живет человек.
Я по образованию инженер-механик электронной техники. Всегда работал на двух-трех работах с третьего курса. Я работал во всяких журналах, в том числе и рекламных, которые в то время существовали: «Рекламный вестник», «Новые товары». Занимался и научной фотографией в институте, где, в конце концов, после окончания через несколько лет начал преподавать сопромат.
С преподавательской стези ушел работать в систему Министерства цветной металлургии руководителем группы рекламы и упаковки. Занимался проблемами полиграфии в отрасли, разработкой проектов упаковки товаров народного потребления, в том числе разработкой фирменных стилей для многих предприятий цветной металлургии в стране, сотрудничая с художественными и рекламными организациями. Одновременно работал в Бюро рекламы Московского отделения Торгово-Промышленной палаты, во Внешторгрекламе, в разных издательствах. Потом ушел на свободные хлеба. И вот так постепенно все свелось к занятию рекламной деятельностью, которая к 1996 году стала, наконец, особенно востребованной.
— Сегодняшнему успеху предшествовали долгие часы обучения? Где вы научились тонкостям?
— Учиться прикладной фотографии в то время было негде. Хотя и сейчас у нас пока практически нет серьезной фотографической школы. Но тогда нам было все так любопытно, что любой рекламный материал, попадавший в руки из-за границы, мы рассматривали как учебное пособие. Размышляли, как это снято, как это можно повторить. Особенно привлекала именно предметная съемка, которая требовала построения сложных световых схем. Хотя осветительное оборудование тогда было зачастую самодельное, мы достигали серьезных результатов по технике съемки, а когда появилась возможность все это купить, мы уже были вооружены полностью. Поэтому те, кто занимался вот такими прикладными вещами, вполне органично вписались в современную индустрию рекламы.
— Не надоело заниматься рекламой?
— В том и прелесть, что каждый раз мы делаем что-то новое. Все проекты не похожи один на другой. Во-первых, разные образы снимаемых объектов, во-вторых, это разные люди с которыми работаешь. В агентствах сейчас зачастую работают очень профессионально подготовленные специалисты – вот с ними очень приятно работать. Такие люди знают, чего хотят, приходят на съемочную площадку и сразу органично вписываются в коллектив. И вот такой сплоченной командой мы и достигаем лучших результатов.
— Содержать студию, подобную вашей – очень затратное дело?
— Знаете, если учесть, что заработать фотографией в нашей стране практически невозможно, то очень. Это такое веселое времяпрепровождение почти за собственные деньги. Потому что если еще лет тридцать назад фотограф покупал хорошую камеру, хорошую оптику и был уверен, что все это еще лет тридцать будет работать и приносить деньги, то сейчас ситуация круто изменилась. При нынешнем развитии цифровых технологий каждые два-три года нас ожидают серьезные траты на новое оборудование, которое с трудом будет окупаться. Но зато работать на нем потрясающе интересно. Это позволяет залезать в такие нюансы профессии, о которых раньше и мечтать не приходилось.
— В тендерах участвуете?
— Постоянно. Я даже читаю семинар на эту тему в Школе современной фотографии. Есть основные принципы, как выиграть тендер. Никто не знает точно, по каким именно критериям выберут исполнителя на тот или иной проект. Но есть основные правила, как наиболее эффективно поучаствовать в тендере, чтобы получить наибольший шанс в нем победить: показать свой профессионализм, убедительно составить смету, расписать свое видение проекта, представить портфолио с подобными съемками.
— Были ли у вас какие-то особо запоминающиеся съемки?
— Каждая съемка запоминающаяся. Только запоминаются они по-разному, потому что одни съемки проходят легко, даже трудно выполнимые в техническом плане, а другие – мучительно долго и трудно. Когда присылают проект, при моем опыте уже сразу видно, что может получиться. И если он тебе внутренне интересен, то работается над ним с особым удовольствием и легкостью. А если нет, то выполняешь свою часть работы на механическом уровне. Заказ будет выполнен в любом случае и выполнен хорошо, мы же профессионалы, но все равно, настроение играет важную роль.
— Есть какие-то особенности съемки предметов?
— Конечно. Когда снимаешь прозрачную бутылку с бесцветной жидкостью – вот тут нужно изощриться, чтобы получить объем, игру света. В данном случае без специальных знаний не обойтись.
Наша студия в основном снимает не одушевленные объекты, а предметы, поэтому нам важно создать именно световой образ. В принципе, он конечно важен и при съемке людей, но здесь это особенно значимо, поскольку не одушевленный предмет не эмоционален, и только светом мы можем подчеркнуть форму, фактуру материала, и прочие, важные для положительного восприятия продукта, вещи.
— Есть ли какие-то особо любимые успешные проекты?
— Все сделанные проекты любимы, мы их всех считаем успешными. Но есть ряд проектов, отмеченных наградами на конкурсах. Ну вот, например, Cognac for men – удачный проект рекламы французского коньяка «Нахимов». Кстати, это один из редких случаев, когда мы снимали живую модель. Стилистом на проекте работала Наталья Голубь – замечательный специалист. Работа над этим проектом в такой кампании прошла как-то легко и оставила приятные воспоминания. При этом данный проект имел успех не только у нас, но и во Франции.
Вообще, каждая отдельная съемка, несмотря на жестко установленные рамки – это самый настоящий творческий процесс. Чего только не приходиться делать и чему только не приходиться научиться.
Вот, например, для рекламы кофе Jacobs Monarch нужно было снимать зеленые чашки с блюдцами, которых в природе не существовало. Тогда мы купили белые и покрасили их снаружи в зеленый цвет, наклеили золотую полосочку из материала Oracal и снимали налитый в них кофе с пенкой.
— Вы имеете какие-то свои секреты съемки, специальные технологии?
Да. Профессиональный рекламный фотограф должен постоянно совершенствоваться, разрабатывая новые технологии съемки. Взять, например, ту же пенку для кофе. Ведь у каждой марки кофе она определенной формы, цвета и фактуры. Вот и нужно придумать, как сделать так, чтобы пенка выглядела точно так, как нарисовано в эскизе тех. задания. Чтобы ее можно было быстро сформировать и снять до того, как на краях чашки появляется коричневый ободок и она «протухнет».
Мы сами создаем массу новых приспособлений, поскольку универсальные не всегда подходят и позволяют получить требуемый результат.
We create a lot of new devices as universal are not always appropriate and possible to obtain the desired result.
— В каких еще проектах вам приходилось проявлять изобретательность?
— В рекламе Renault, где изображен шарик, в котором на домик с горящими окошками падает снежок. Дело в том, что шарика такого нет. Был взят маленький игрушечный домик, в него проведено электричество, вылеплен необходимый рельеф местности, на который этот домик был установлен, куплены маленькие елочки и разложен «снежок» вокруг. Так что это был целый «кружок «Умелые руки». А шарик с приделанным ключом снимался отдельно с последующим совмещением обеих картинок в Photoshop.
Еще было забавно, когда снимали рекламу Мегафона с арбузами. По тех. заданию нужно было снять несколько вырезанных из середины кусков арбуза и целый арбуз с вырезом, чтобы потом использовать эти изображения для серии рекламных материалов. На практике оказалось, что из одного арбуза можно вырезать только один кусок идеальной формы, поэтому пришлось закупить две машины арбузов, причем половина выбиралась по внешнему виду, а половина – по зрелости. В итоге, вся студия потом была завалена разрезанными арбузами. Такой арбузный ужастик.
— А услугами фуд-стилистов приходится пользоваться?
— На самом деле, собственного опыта уже хватает во многих случаях. Фотограф все равно правит за фуд-стилистом, потому что через объектив все выглядит иначе, чем на самом деле. Но в современных проектах без фуд-стилиста обойтись сложно. Все-таки фотограф и фуд-стилист это разные профессии со своими тонкостями и секретами. Еду вообще снимать крайне хлопотно. Например, американский сэндвич фотографировали с фуд-стилистом Петром Гончаровым в несколько этапов: каждый слой снимали отдельно и в разных ракурсах, а потом собирали в единое целое.
— Как вам удается быть всегда на высоте и все успевать? И изобретениями заниматься и тендеры выигрывать и снимать красиво?
— Работа в паре с сыном очень помогает идти в ногу со временем. Его знания современных технологий и мой многолетний опыт в тандеме дают тот результат, который вы видите, глядя на наши работы. Кроме того, у нас общее имя – Владимир Морозов.
– Что вы можете сказать о молодом поколении рекламных фотографов?
– Во всем мире хороший фотограф — «товар» штучный. Чтобы научиться профессионально фотографировать нужно лет пять. Но просто овладеть техникой мало. Чтобы жить с самим собой в согласии, нужно точно понимать, для чего ты это делаешь и нужно ли оно тебе.
Надеюсь, что лекции, которые я читаю молодым фотографам, помогают не просто научиться ориентироваться в мире рекламного фото, а задуматься, идти по этой стезе или выбрать какое-то другое направление: fashion-фотографию или свадебную, или еще какую-то. И если два-три слушателя из общего числа решат заняться рекламой – это уже хорошо. Молодые фотографы проявляют интерес к рекламной съемке и это очень важно с точки зрения передачи информации между поколениями. Вот 90е годы у нас прошли под знаком полного разрушения – отсутствия связи предыдущего фотографического поколения и последующего. Элементарные дешевые приемы выдавались за фотографические открытия. Сейчас пытаются создавать курсы, на которых хотя бы учат пользоваться оборудованием. По крайней мере, это уже большой шаг в овладении азов… Есть попытки отдельных энтузиастов создать свою школу, что уже вселяет надежду. Вот такой вялый процесс идет. Что будет дальше – трудно сказать. Может, пока в стране нет такой потребности готовить профессионалов высокого класса. Поскольку, на сегодняшний момент рекламный рынок не настолько велик и спрос на рекламных фотографов не превышает предложения.
Но так или иначе, стране необходима смена кадров, нужно молодое поколение мастеров. Поэтому я желаю всем, кто решил посвятить себя рекламной фотографии, бесконечного совершенствования собственного мастерства и знаний, никогда не останавливаться на достигнутом, не бояться смелых идей, и постоянно учиться чему-то новому, даже если вам кажется, что вы уже давно все знаете.
With photographer Vladimir Morozov (senior) spoke Irina Kurkina